Башкортостан: Хлеба хватит всем

Фильтры

Регион

Новости

Башкортостан: Хлеба хватит всем

В Башкортостане готовятся к проведению товарных интервенций. Министр сельского хозяйства Республики Башкортостан Николай Коваленко рассказал "РГ" о том, как это может повлиять на цену муки и хлеба, а также ответил на другие вопросы, касающиеся состояния агропромышленного комплекса региона.
Николай Анатольевич, товарные интервенции проводились до нового года в трех федеральных округах - Уральском, Дальневосточном, Сибирском, в конце декабря стартовали в Оренбургской области. Скоро начнутся в ПФО. Что это даст экономике Башкортостана и потребителям?

Николай Коваленко: Согласно условиям товарной интервенции, будет продаваться пшеница 3-го и 4-го класса с начальной ценой 7,2-7,6 тысяч рублей за тонну. При сегодняшней рыночной цене в 9,5-10 тысяч рублей эта цена позволит предприятиям мукомольной промышленности производить муку на 20 процентов дешевле, чем она есть на рынке.

При этом надо иметь в виду, что рыночная цена может зависеть и от других факторов. Поэтому мы ведем работу, чтобы наши республиканские мукомольные предприятия выкупили объемы зерна на близлежащих элеваторах, договариваемся с ними о фиксированных затратах на ее переработку и о том, чтобы эта мука поступила на основные хлебозаводы. В каждом городе и районе есть основные предприятии хлебопечения, где выпекается хлеб социальных сортов.
Из зерна интервенционного фонда можно получить муку на 15-30 процентов дешевле, чем на рынке.

Цена хлеба будет ниже, чем было до нового года?

Николай Коваленко: Не все так однозначно. Ведь зерно каждую неделю дорожает в среднем на 100 рублей, растет и цена муки. Если взять ситуацию в целом по России, то цена с начала 2012 года на пшеницу поднялась на 90 процентов. 2011 год был урожайный, зерна было много, и цена на него обеспечивала минимальную рентабельность. В 2012 году с первых дней уборочных работ, когда стало понятно, что его хватит, но излишков не будет, цена начала расти.

Не исключена ситуация, что с появлением на рынке муки из зерна интервенционного фонда это не приведет к снижению цен. Но в любом случае удержат их на сложившемся уровне. Сегодня один килограмм хлеба социальных сортов стоит 25-27 рублей. И даже, если цена поднимется на 3,5 процента - один рубль на один килограмм, то буханка подорожает на 30-40 копеек. По сути, в месяц на человека это в пределах 15 рублей - мизер по сравнению с ростом цен на ГСМ и энергоносители.

Мы постоянно мониторим цены на муку и хлеб социальных сортов и призываем предприятия удерживать цены. Нам идут навстречу и перекидывают цены с социальных сортов на более дорогие. Это оптимальный вариант. Пытались одно время выпекать хлеб дешевых сортов, но этот эксперимент провалился - люди привыкли есть хороший, качественный хлеб, его они и покупают. Подчеркну еще раз: на сегодня основным инструментом регулирования цены станет реализация зерна из интервенционного фонда.

В каких закромах оно хранится, что это такое вообще - интервенционный фонд и интервенции?

Николай Коваленко: Это хлебоприемные предприятия, элеваторы, комбинаты хлебопродуктов. Когда зерно закупают, это называется закупочными интервенциями, а когда оттуда продают - товарными.

Хранится зерно на предприятиях, выбранных по конкурсу. Наш элеваторный фонд позволяет хранить два миллиона тонн зерна. Совместная комиссия Россельхозбанка, Объединенной зерновой компании и страховой компании раз в квартал с привлечением специалистов Россельхозцентра, Россельхознадзора, проверяет количественную и качественную сохранность зерна, пломбирует емкости на всех элеваторах.

Сколько зерна собрали в Башкортостане в прошлом году?

Николай Коваленко: Чуть менее двух миллионов тонн. Сегодня запасы зерна оцениваются в 800 тысяч тонн без интервенционного фонда - там 83 тысячи тонн.

Этого республике достаточно?

Николай Коваленко: По продовольственному зерну с учетом запасов интервенционного фонда должно хватить. Фуражным зерном мы тоже обеспечены, но в ряде районов его недостаточно.

Как пополняется интервенционный фонд?

Николай Коваленко: В предыдущие годы, когда зерна было много, а значит, и цена на него невысокая, государство закупало излишки в этот фонд. Основные закупки делались в 2008-2009 годы. В 2010-м, засушливом году, этот фонд выручил, были проданы большие объемы. Сейчас в республиканском интервенционном фонде, кроме фуражного зерна, хранится 47 тысяч тонн пшеницы 3-4 класса и 34 тысяч тонн продовольственной ржи.

Способен ли наш АПК обеспечить продовольственную безопасности республики и можно ли в условиях открытого рынка говорить об этом вообще?

Николай Коваленко: Агропромышленный комплекс в состоянии обеспечить продовольственные потребности республики по всем основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, которые производятся и выращиваются в Башкортостане.

Мы полностью обеспечиваем себя зерном и его продуктами - это хлеб, мука, крупа. В достаточном объеме производится также сахар, растительное масло, картофель, яйца, молоко. Скажем, обеспеченность яйцом собственного производства составляет 110 процентов. Молока производится около 1 миллиона 700 тысяч тонн, в пересчете на душу населения это 416,4 килограмма в год, при рекомендуемой норме 320-340 килограммов в год на человека. Большая доля молочной продукции вывозится за пределы Башкортостана в виде сыров, сухатов и сливочного масла.

Население республики полностью обеспечено картофелем собственного производства, меньше - овощами. Из-за климатических условий не все виды овощей выращиваются в Башкортостане, недостающая часть завозится из южных регионов России и зарубежья. Сейчас в республике реализуется инвестиционный проект строительства тепличного комплекса на 2 тысячи тонн овощей закрытого грунта в год.

В экономике страны в целом, и в АПК в частности поставлена задача импортозамещения. Когда нам удастся уйти от импортной зависимости в производстве мяса, особенно говядины?

Николай Коваленко: При рекомендуемой норме 70-75 килограммов мяса в год на человека в Башкортостане ежегодно потребляется чуть более 71 килограмма на душу населения. Пока есть небольшой недостаток в мясе птицы (около 40 процентов) и свинине (около 18 процентов). Этот дефицит призваны восполнить инвестпроекты, которые сейчас реализуются в регионе.

У нас, как и во всей России, идет активное развитие высокодоходных отраслей - свиноводства и птицеводства, где затраты окупаются гораздо быстрее. Например, в Благоварском районе реализуется крупный проект. К 2015 году здесь будет производиться 70 тысяч тонн свинины в живом весе в год. Помещения готовы, поголовье завезут в ближайшее время.

В птицеводстве также реализуется крупный проект по строительству птицеводческого комплекса по производству инкубационного яйца и мяса бройлера в Альшеевском районе. Объемы производства к 2017 году составят 110 тысяч тонн мяса бройлеров в год. Благодаря этому мы не только в полном объеме обеспечим потребности населения республики, но и будем вывозить излишки в другие регионы России. Реконструкцию под бройлеров сделала и птицефабрика "Башкирская". Строительство завершающего этапа Башкирского птицеводческого комплекса им. М.Гафури в Мелеузовском районе позволит довести объемы производства мяса индейки до 30 тысяч тонн в год.

Теперь - о говядине. Ее дефицит ощущается во всем мире. Повсеместно доля потребления говядины в общем объеме мяса сокращается, но не у нас в республике, где говядины едят больше, чем другие виды мяса. У нас самое большое в стране поголовье КРС, в том числе и у населения. Кстати, это наше конкурентное преимущество.

Более двух лет в республике выполняется программа развития мясного скотоводства, мы поддерживаем хозяйства, выделяя средства на содержание коровы с теленком, на покупку не племенного мясного и помесного скота. Это два главных направления. Но в сложившихся условиях только с мясного скотоводства достаточного объема говядины мы произвести не сможем.

Какие же предлагаются пути?

Николай Коваленко: Нужно комбинировать чисто специализированное мясное скотоводство с молочным. У нас много бычков от молочных коров, выбракованных коров. При нормальном откорме от них можно получить качественное мясо в достаточном количестве.

В этом году разработана новая программа - по интенсификации производства говядины. В ней предусмотрена компенсация затрат на покупку оборудования для модернизации ферм под мясное скотоводство. Объемы строительно-монтажных работ там не такие большие, как в молочном скотоводстве, капиталоемкость гораздо меньше, но нужны "электропастухи", поилки с подогревом, весы, специализированное оборудование для подкормки молодняка и производства комбикормов.

Как будет внедряться эта программа?

Николай Коваленко: Мы включили в нее строительство откормочных площадок для КРС по типовому проекту. Они позволят использовать круглый год кормораздатчики, обеспечивать поголовье теплой водой, защиту от неблагоприятных погодных условий. Такой подход повышает эффективность использования кормов и сокращает затраты человеческого труда. При минимальных затратах можно получить максимальный привес.

Эта программа сейчас согласовывается и будет подана в Минсельхоз России как экономически значимая региональная программа. В этом году мы приступим к ее реализации.

Есть изменения по другим направлениям мясного скотоводства?

Николай Коваленко: Будет продолжена программа по коневодству, а вот по овцеводству разработана новая программа. Начнется она с Зауралья.

Делегация из Зианчуринского района вместе со специалистами минсельхоза ездила на совещание овцеводов в Ставропольский край, затем посетила Самарскую область для изучения опыта. Мы ждем приезда председателя Ассоциации овцеводов России, чтобы совместно посмотреть площадку, где будет реализовываться овцеводческий проект, выбрать правильную технологию и породу животных.

Это отдельная программа позволит оживить отрасль в районах Башкирского Зауралья - приобрести племенное и не племенное поголовье, подготовить помещения. Есть помещения, которые ранее были использованы как животноводческие, какие-то придется перепрофилировать под овцеводство, а что-то строить заново. У людей настрой очень хороший.

Кроме того благодаря разъяснительной работе, которая активно проводится среди населения этого субрегиона, немало заявок поступает по двум грантовым российским программам - "Начинающий фермер" и "Семейные животноводческие фермы".

Реальные перспективы представляет как жителям зауральских, так и других районов проект по водоплавающей птице, который стартовал в 2012-м и будет продолжен в нынешнем. Его суть в том, чтобы выращивать молодняк птицы, взятый на птицефабрике, подрастить и сдать обратно продукцию, получив за работу или гусями, или деньгами. Специально для этого проводится реконструкция цеха по забою на племптицефабрике в Благоварском районе.

Источник: rg.ru

Также в разделе

Комментарии (0)