Урожай опаснее неурожая

Фильтры

Регион

Новости

Урожай опаснее неурожая

России придется на время забыть об амбициях стать вторым после Соединенных Штатов поставщиком зерна на мировом рынке. Новый сельхозсезон - июль 2009-го - июнь 2010-го будет для страны не столь успешным, как предыдущий, когда было установлено сразу два рекорда. Собран самый большой за 15 лет урожай, и продано рекордное количество зерна за рубеж. Причин тому две: засуха в России и высокие урожаи в ряде развивающихся стран.

Засуха в России стала темой номер один в российском аграрном секторе. Ситуация и впрямь серьезная. На заседании правительства в конце прошлой недели министр сельского хозяйства Елена Скрынник объявила, что от засухи уже погибли яровые в семи субъектах РФ на площади 3,3 млн га. Сильнее всего пострадала Оренбургская область, где погибли посевы на 1,12 млн гектаров. Далее идут Самарская область, где пострадали посевы на 591 тысяче гектаров, Саратовская область — 495,1 тысячи гектаров, Башкортостан — 495 тысяч гектаров, Татарстан — 300 тысяч гектаров, Волгоградская область — 200,3 тысячи гектаров. Минсельхозом уже разработан план помощи пострадавшим регионам, предусматривающий, в том числе выделение средств из Резервного фонда, а Елена Скрынник на прошедшем на днях селекторном совещании с представителями регионов предложила последним подготовить документы с обоснованием понесенного ущерба, который по разным оценкам может составить порядка 18 млрд руб.

Президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский полагает, что из-за засухи страна не досчитается примерно 10-15 млн тонн зерна. Вместе с тем г-н Злочевский не исключает, что представители регионов излишне драматизируют ситуацию, связанную с засухой. Иными словами, президент зернового союза намекает, что аграрии могут и преувеличить масштабы потерь, надеясь получить от государства компенсацию за погибший урожай. Так это или нет, пока сказать сложно. Известно лишь, что представители пострадавших регионов действительно обратились к правительству с просьбой о пролонгации долгосрочных кредитов и отсрочке лизинговых платежей.

Очевидно, что Россия не сможет повторить прошлогодний рекорд по сбору зерна (более 108 млн тонн), но и ожидаемый урожай - по прогнозам Минсельхоза, около 85-90 млн тонн - маленьким не назовешь. Это среднегодовой уровень за последние пять лет. А в Институте конъюнктуры аграрного рынка, напоминают, что в стране очень высокие переходящие запасы - порядка 18 млн тонн, поэтому никаких проблем с обеспечением зерном и хлебом ожидать не стоит. Более того, в РЗС прогнозируют в этом году объем переходящих остатков на уровне 20-25 млн тонн.

Если так, то зерна для повторения прошлогоднего рекорда по экспорту (22 млн тонн) вполне достаточно. Но экспортные амбиции отечественным торговцам зерном все же придется поумерить. И причина здесь вовсе не в засухе и неурожае, а, напротив, в высоких урожаях, только не в России, а в странах-импортерах российского зерна. Напомним, крупнейшими покупателями отечественного зерна в прошлом сезоне были Египет (24,5% экспорта), Турция (10,9%) и Саудовская Аравия (6,8%). Помимо них в списке основных покупателей значатся Марокко, Алжир и ряд других развивающихся стран. И в большинстве из них в этом году ожидаются высокие урожаи зерновых, что, естественно, снижает потребность в импорте. По оценкам РЗС, это снижение составит порядка 9 млн тонн, из которых около 4 млн тонн придется на поставки из РФ. Впрочем, г-н Злочевский уверен, что негативные факторы не помешают отечественным трейдерам отправить свыше 13 млн тонн зерна.

Отраслевые эксперты считают, что компенсировать снижение спроса со стороны ближневосточных и африканских партнеров можно за счет ускоренного освоения рынков Восточной и Юго-Восточной Азии, прежде всего Японии и Южной Кореи. Идея эта не нова. В прошлом сезоне даже были сделаны пробные поставки в эти страны, а в мае этого года премьер Владимир Путин, выступая на Российско-японском бизнес форуме, призвал отечественных предпринимателей обратить особое внимание на перспективы поставок российского зерна в Японию. Однако до настоящего освоения этих перспективных рынков пока далеко, мешает отсутствие необходимой инфраструктуры.

Российские торговцы зерном вели переговоры с японскими партнерами о строительстве перевалочных мощностей на российском Дальнем Востоке, но дальше переговоров дела не пошли. Японских инвесторов напугали некоторые демарши российского правительства, в частности, введение экспортных пошлин на зерно (эта мера стала ответом на стремительный рост цен внутри страны). Для возобновления сотрудничества японцы требуют гарантировать неизменность рыночных условий в течение пяти лет.

Но зерновой рынок имеет одну особенность - год от года цены на нем могут колебаться с большой амплитудой. Рост цен, вызванный ростом потребности в зерне, то и дело наталкивается на неплатежеспособность слаборазвитых стран Азии и Африки, чье население и обеспечивает прирост потребления. В результате на рынке остаются излишки зерна, цены на него падают, а вместе с ними падает инвестиционная привлекательность отрасли, что ведет к сокращению посевных площадей.

На следующий год это оборачивается новым скачком цен, после чего весь цикл повторяется вновь. Собственно, этот процесс наблюдается и сейчас: большой урожай прошлого года уже привел к падению цен на зерно и вызвал сокращение посевных площадей и инвестиций в отрасль. Подобная нестабильность рынка, приправленная экономическим кризисом, вряд ли позволит в ближайшее время устанавливать долгосрочные правила игры.

Источник: ria.ru

Также в разделе

Комментарии (0)